Теоретический блок «герменевтика телесности» призван очертить круг вопросов, являющихся фоном для проблематики современного танца и дать систему координат для критического осмысления хореографической практики.
Примерные темы:
Метафизика и эстетика тела – Метафизика телесности - предельный тип любопытства в отношении реальности тела. С одной стороны, оно дано как что-то очевидное, как факт, с другой само представление об очевидности и наличии тела остается лишь представлением. Согласно концепции «стадии зеркала» предложенной Валлоном и пересмотренной Лаканом, присвоение ребенком своего тела проходит через сборку и присвоение отражения в зеркале. Таким образом, в первичной своей реальности формирование телесного «я» предполагает операцию с воображаемым и символическим регистрами психики. Эстетика телесности предполагает обращение к практикам работы с реальностью тела на уровне рефлексивной способности суждения, которая сегодня обнаруживает недостаточность таких моно-дисциплин как живопись, скульптура, балет.
Биополитическая тематизация телесности. – Начиная с эпохи промышленной революции, тело как носитель потенциальной рабочей силы, труда, стало объектом специфической заботы со стороны общества. Дисциплинарные пространства, рассмотренные Фуко – армия, тюрьма, клиника, фабрика – были ориентированы на выработку «схем тела». Стратегии регламентации телесного присутствия видоизменяются на стадии микроконтроля общества потребления – телу предлагается спектр режимов расслабления, форм использования удовольствия и удовлетворения квази-естественных потребностей. В этих условиях встает вопрос о поиске практик эмансипации телесности, к рефлексии которых можно отнести, в первую очередь, современный танец.
Техническое и медиальное – Рассматривая человеческое тело с технической стороны, трудно не заметить его несопоставимость с телами других животных. Отсутствие подогнанности под конкретную среду обитания, уход от гиперспециализации инстинкта и другие хронические недостаточности являются условием создания внешних расширений человеческого, медиации дефицитарной телесности – начиная от плуга и копья, и заканчивая телескопом и средствами массовой коммуникации. Эксклюзивность антропологического носителя служит верификацией высказывания Хайдеггера: «сущность техники не есть нечто техническое». «Технэ» в античности означало, буквально, мастерство, искусство. Сегодня это мастерство, делегированное технике, обнаруживает слепую зону – танцора, т.е. художника, лишенного подручности и протезов, и врученного единственному медиа, собственному телу.